ГлавнаяНовости


Вт, 20.11.2018

Борис Титов: законопроект КПРФ о повышении полномочий прокуратуры предполагает излишнее вмешательство надзорного органа в процесс следствия

Экспертный совет при Уполномоченном при Президенте России по защите прав предпринимателей рассмотрел законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (о расширении полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве)», внесённый в Госдуму группой депутатов от КПРФ.

В пояснительной записке к законопроекту констатируется заметное падение качества предварительного следствия в стране при снижении нагрузки на следственный аппарат. «Значительное число лиц, арестованных в ходе следствия за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, впоследствии освобождаются судом из-под стражи, — говорится в документе. — В каждом десятом случае суды отклоняют ходатайства следователей об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако руководители следственных органов такие необоснованные предложения следователей не пресекают. Более того, непосредственные руководители следственных подразделений нередко сами без достаточных оснований требуют от следователей принятия решений об аресте».

Авторы законопроекта полагают, что расширение полномочий прокурора в досудебном уголовном судопроизводстве повысит эффективность работы следственного аппарата.

В законопроекте предлагается наделить прокурора правом отказывать следствию в возбуждении уголовного дела, а также правом самостоятельно возбуждать уголовные дела при наличии повода и основания, предусмотренного ст. 140 УПК РФ, а также по делам частного и частно-публичного обвинения, «при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, а также в случае совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны».

Кроме этого, прокурора планируется наделить правом давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, которые обязательны для следователя и руководителя следственного органа; отменять любые незаконные или необоснованные постановления следователя; разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, а также их самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ; приостанавливать или прекращать производство по любому уголовному делу.

«Ряд полномочий, которых прокурор был лишён, ему, конечно, надо вернуть, — отозвался о законопроекте вице-президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. — Прокурор — хозяин уголовного преследования. Безусловно, в свое время странно было лишать хозяина уголовного преследования, для которого следствием и готовится материал, полномочий прекратить уголовное дело за его бесперспективностью. Сейчас создался такой „пинг-понг“: прокурор возвращает обвинительное заключение следователю, тот снова представляет обвинение, прокурор снова возвращает, а время идет. Однако непосредственного вмешательства прокурора в следствие быть не должно. Он не должен самостоятельно проводить процессуальные следственные действия, потому что в таком случае он утратит самостоятельность по отношению к расследованию».

Кроме того, Резник призвал «радикальнее решить вопрос в законопроекте с избранием меры пресечения». «Сейчас идет дискредитация правосудия, — пояснил известный адвокат. — Если два представителя стороны обвинения — прокурор и следователь — расходятся между собой по поводу избрания меры пресечения, суду приходится решать внутриведомственный спор между ними. И почему-то в нашей практике судьи оказываются даже репрессивнее прокуроров, которые далеко не всегда настаивают на СИЗО».

«Мы однозначно за то, чтобы привести в порядок систему подготовки государственного обвинения, — согласился с коллегами Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. — Я бы согласился с той оценкой, что прокурор является хозяином следствия, но он не должен сам быть следственным органом. Мы давно предлагаем наделить прокуратуру дополнительными полномочиями, но в представленном тексте законопроекта есть спорные формулировки. Мы отразим эту оценку в своем отзыве».


Источник: ombudsmanbiz.ru