Уполномочен заявить
Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области был создан совсем недавно — в 2013 году. Но сделано уже немало.
Что именно уже удалось сделать? С какими проблемами сталкивается сегодня малый бизнес? Что необходимо предпринять для того, чтобы его поддержка стала более эффективной? На эти вопросы в рамках заседания правительства области ответил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгений Лыкин.
Против коррупции
Хотя времени прошло немного, в зачёте нового института достаточно важных и полезных дел. Так, по информации Евгения Лыкина, были заключены соглашения о взаимодействии практически со всеми управлениями федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными органами, а также основными общественными объединениями предпринимателей в нашем регионе. Сейчас аналогичная работа проводится на уровне местного управления.
В декабре прошлого года при поддержке Орловской торгово‑промышленной палаты организована и успешно работает общественная приёмная уполномоченного. Она открыта и доступна для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут получить здесь консультации. Кроме того, уполномоченными и общественными организациями предпринимателей Брянской, Курской и Орловской областей совместно ведётся работа по созданию межрегионального центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» со «штаб-квартирой» в Орле. Он станет дополнительным механизмом поддержки и защиты предпринимательства.
Несомненно, на пользу дела пойдёт и подбор общественных помощников — как в муниципальных образованиях, так и по отраслям.
— Совместно с руководителями муниципальных образований уже подобраны кандидаты и назначены общественные помощники в Ливнах, Мценске, в Глазуновском, Должанском, Колпнянском, Мценском, Новосильском, Покровском, Свердловском, Сосковском, Троснянском и Урицком районах, — сообщил Евгений Лыкин.
С начала деятельности на личном приёме у уполномоченного побывало 76 предпринимателей либо их представителей.
Что волнует?
Анализ обращений позволяет обозначить проблемы, которые волнуют предпринимателей. Прежде всего это вопросы реализации предпринимателями преимущественного права выкупа арендуемых помещений. Далее идут проблемы налогообложения и уплаты страховых взносов. По мере убывания поднимались темы регулирования тарифов, землепользования, несоблюдения антимонопольного законодательства, разрешительных процедур в сфере строительства, обжалования действий судебных приставов‑исполнителей и другие.
По результатам рассмотрения обращений подавляющее большинство их удовлетворено, по оставшимся даны разъяснения.
Одним из наиболее резонансных стало коллективное обращение предпринимателей, арендующих помещения в доме быта на площади Мира в Орле. Затрагиваются серьезные проблемы законности передачи дома быта в хозяйственное ведение МУП «УЭНП», повышения арендной платы, отказа предпринимателям в праве преимущественного выкупа арендуемых ими помещений. Обращение рассматривалось в тесном взаимодействии с прокуратурой области. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений закона. По её результатам принято пять актов прокурорского реагирования, прокурором Советского района Орла в адрес мэра города внесено представление с требованием о взыскании ущерба, причинённого муниципальному бюджету вследствие неправомерной деятельности МУП «УЭНП» по сдаче в аренду муниципального имущества. Прокурором Железнодорожного района Орла опротестован устав МУП «УЭНП», содержащий незаконные положения. Материалы в отношении отдельных должностных лиц были направлены в следственные органы для принятия процессуального решения.
К сожалению, до сих пор все эти усилия не привели к желаемым результатам. Властью города так и не решён вопрос передачи муниципалитету здания дома быта из ведения МУП «УЭНП». До сих пор не начат и долгожданный ремонт этого здания — несмотря на наличие экспертного заключения об опасности выпадения стекол и угрозе жизни людей...
Нужна помощь из центра
ГУПы и МУПы находятся в более выгодном положении, нежели частные компании, так как они могут получать госконтракты без проведения конкурсных процедур и при этом... сразу же передать их на субподряд приближённым к ним частникам.
Евгений Лыкин обратил внимание участников заседания на то, что в ходе рассмотрения обращений предпринимателей выявлен ряд системных проблем, требующих в том числе корректировки действующего законодательства на федеральном уровне. В частности, с 2014 года ИП существенно увеличены размеры страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального и медицинского страхования.
— Такое повышение может повлечь за собой полное прекращение деятельности значительного числа предпринимателей-производственников, — считает Лыкин.
Он назвал и такую значимую для предпринимателей проблему, как реализация права преимущественного выкупа арендуемых государственных и муниципальных помещений. Это право распространяется только на случаи приватизации имущества. Если же недвижимость арестовывается и реализуется на торгах в рамках исполнительного производства, предприниматель лишается какого-либо преимущества.
В этой связи, по мнению уполномоченного, требуется внести изменения в законодательство в части расширения случаев возможного использования предпринимателями преимущественного права на выкуп — вплоть до любой формы отчуждения.
Отметил Евгений Лыкин и негативное влияние госсектора (МУП, ФГУП) и монополий на субъекты малого и среднего предпринимательства на конкурентном рынке. Ведь деятельность компаний с государственным или муниципальным участием существенно ограничивает конкуренцию. ГУПы и МУПы находятся в более выгодном положении, нежели частные компании, так как они могут получать госконтракты без проведения конкурсных процедур и при этом... сразу же передать их на субподряд приближённым к ним частникам.
Или взять такую системную проблему предпринимательства, как использование недвижимости, имеющей статус объектов культурно-исторического наследия. Здесь напрасно поломано столько копий! Между тем в отдельных случаях такие объекты фактически уже утратили свою культурно-историческую ценность — полностью разрушены, однако их особый статус не позволяет использовать пустующие территории для общественно полезных целей.
— Необходимо провести ревизии перечней соответствующих объектов с исключением из них тех, которые уже реально не существуют, — предлагает Лыкин.
Давление на бизнес
Ещё несколько болевых точек.
Первая — система государственных и муниципальных закупок. Не секрет, что они по-прежнему часто являются предметом манипуляций со стороны заказчиков. Эта система сильно бюрократизирована и труднодоступна для малого бизнеса.
Вторая — земельно-имущественные отношения. Земля и недвижимость не в полном объёме введены в оборот. Не все объекты прошли кадастровый учёт и внесены в госкадастр. Имеют место многочисленные кадастровые ошибки, договоры на аренду земли, заключённые на срок менее года... Всё это сдерживает развитие предпринимательства.
Третья. По словам Евгения Лыкина, практика показывает, что, к сожалению, продолжают иметь место факты необоснованного давления на бизнес и создания административных барьеров.
Присутствовавший на заседании врио губернатора Вадим Потомский заинтересовался последней проблемой и спросил, имеются ли конкретные факты давления на бизнес. Когда Евгений Лыкин ответил положительно, врио губернатора попросил «просветить» его. Надо полагать, реакция последует незамедлительно и таких фактов в нашем регионе поубавится. Не зря же Вадим Потомский напомнил знаменитую фразу Дмитрия Медведева про то, что никому и нигде не позволено «кошмарить бизнес».
Автор: Николай Солопенко
Источник: epressa.su — портал «Орловской правды»