Чт, 09.10.2025
Итоги эксперимента по государственному контролю (надзору) в отношении строительной продукции на территории Орловской области.
ЦМТУ Росстандарта является территориальным органом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Центральном и Северо-Западном федеральном округах Российской Федерации.
В настоящее время Росстандарт уполномочен осуществлять надзор в отношении продукции: топливо (бензин и дизельное топливо, судовое топливо и мазут), колесные транспортные средства и их компоненты, находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Полномочия Росстандарта по надзору были существенно изменены с 1 июля 2021 г. в связи с проведением реформы контрольной (надзорной) деятельности. Определенные виды продукции остались без надзора, что вызвало серьезную обеспокоенность у добросовестных производителей, так как более дешевая контрафактная продукция вытесняет продукцию, соответствующую обязательным требованиям по качеству и безопасности, но более дорогую.
Особенно высокий объем контрафактной и фальсифицированной продукции отмечался в группах продукции, используемой при строительстве: кабельно-проводниковая продукция, цемент, сухие строительные смеси, растворы строительные, бетон товарный, радиаторы отопления и конвекторы отопительные.
Для примера значимости осуществления надзора следует упомянуть, что до 2016 г. обязательные требования к цементу установлены не были. Рынок был наводнен контрафактными изделиями.
По инициативе союза производителей цемента «Союзцемент» с апреля 2016 года была введена обязательная сертификация цементов, организовано проведение надзорных мероприятий, что по данным Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции только в 2017 году привело к сокращению объема теневого сегмента на 48%, а к сокращению объема упущенной выгоды бюджета Российской Федерации и хозяйствующими субъектами на 11,7 млрд. руб.
С учетом изложенного по инициативе ассоциаций производителей продукции Правительством РФ было принято решение об отнесении в порядке эксперимента к предмету надзора Росстандарта надзора за соблюдением обязательных требований к указанной продукции. Эксперимент проводится с 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2026 г.
По итогам мероприятий, проведенных в данный период, будет принято решение о целесообразности дальнейшего осуществления федерального государственного контроля (надзора).
На территории Орловской области функции по надзору исполняет отдел (инспекция) по Орловской и Тульской областям ЦМТУ Росстандарта.
Приведем основные результаты эксперимента по надзору в Орловской области за год, прошедший с начала эксперимента.
В рамках эксперимента могут проводиться только внеплановые проверки по согласованию с органами прокуратуры. Без согласования - проверки по поручениям Правительства РФ и по требованиям прокуратуры.
Неограниченно проводятся выездные обследования. В ходе выездных обследований в торговых залах магазинов без какого-либо участия представителя продавца осуществляется осмотр продукции в части маркировки, содержания эксплуатационных документов, наличия сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Испытания (экспертиза) проб (образцов) продукции в ходе выездных обследований не предусмотрены.
В отчетном периоде в Орловской области проведено 2 контрольных (надзорных) мероприятия в отношении кабельной продукции, производимой предприятиями Орловской области: 1 – по требованию Управления Генеральной прокуратуры по ЦФО, 1 – в связи со срабатыванием индикатора риска.
По результатам проверки по требованию прокуратуры нарушения выявлены не были.
Индикатор риска сработал в связи с тем, что предприятие отказалось от проведения инспекционного контроля по сертификату соответствия, который был выдан на кабельную продукцию.
В ходе мероприятия, проводившегося на основании сработавшего индикатора риска, были установлены нарушения в части маркировки кабеля.
Руководителю предприятия были выданы предписания об устранении нарушений, о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и приостановке реализации продукции. Все предписания выполнены, нарушения устранены.
Также руководитель предприятия и должностное лицо, ответственное за технический контроль на предприятии, были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде предупреждения.
Проведено 51 выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом, из них: 7 – кабельная продукция, 13 – отопительные приборы, 18 – цемент, 13 – смеси сухие строительные.
Нарушения выявлены по результатам 10 выездных обследований (6 – цемент, 2 – смеси сухие строительные, 2 - кабельная продукция), что составляет 20% от общего количества проведенных выездных обследований.
Среди нарушений были следующие.
На маркировке цемента, строительных смесей отсутствовала информация об изготовителе, дате изготовления, неправильно указано условное обозначение продукции. На маркировке цемента не была приведена инструкция по применению продукции. Цемент, смеси сухие строительные не были маркированы знаком обращения.
На кабельной продукции отсутствовала дата изготовления, в руководстве по эксплуатации не была приведена необходимая информация по безопасному применению кабеля.
На цемент и кабельную продукцию не были представлены сведения о сертификате соответствия.
Особо следует отметить, что в реализации был выявлен цемент, который был закуплен организациями-фасовщиками у изготовителей цемента и расфасован в мелкую упаковку, на которой указано наименование изготовителя, не дававшего разрешения на фасовку продукции от его имени.
Разумеется, сертификат соответствия на расфасованную продукцию организации-фасовщики не получают. Хотя фасовка продукции является частью производственного процесса, в ходе которой состав цемента может быть изменен. Также на качество продукта влияет соблюдение условий хранения при фасовке. Организации-фасовщики должны нести ответственность за соблюдение обязательных требований к цементу перед конечным потребителем.
Кроме того, были установлены факты, когда в реализации находился некий продукт, название которого похоже на обозначение портландцемента, предусмотренное государственными стандартами.
На ценнике в магазине указано, что данная продукция реализуется как цемент. При этом продукция не проходила процедуру обязательной сертификации, предусмотренную для цемента. Следовательно, неизвестно будет ли обеспечена прочность постройки, которая велась с использованием этой продукции, не содержатся ли в продукции опасные химические и радиоактивные вещества.
По итогам выездных обследований в качестве профилактической меры продавцам продукции, а также изготовителям (фасовщикам) продукции, сведения о которых были указаны на маркировке продукции, объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании» направлены уведомления о поступлении информации о несоответствии продукции обязательным требованиям с требованием провести проверку достоверности информации.
Привлечение к административной ответственности за нарушение обязательных требований, выдача предписаний об устранении нарушений по итогам выездных обследований не осуществляется.
При этом действующим законодательством установлено, что контролируемые лица не обязаны сообщать в надзорный орган о мерах, принятых по поступившим предостережениям о недопустимости нарушения обязательных требований. Однако положениями Федерального закона № 184-ФЗ установлена обязанность провести проверку достоверности поступившей информации и направить результаты такой проверки в надзорный орган. Неисполнение данного требования влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.46.2 КоАП РФ.
По 14 уведомлениям, направленным отделом, контролируемыми лицами проверка достоверности проведена, из них: по 9 уведомлениям приняты меры по устранению нарушений, в том числе, в 1 случае была разработана и согласована с руководителем ЦМТУ Росстандарта программа мероприятий по предотвращению причинения вреда при реализации цемента, которой были предусмотрены мероприятия по уведомлению потребителей и поставщиков о выявленных нарушениях, отзыв продукции с рынка, принятие мер для недопущения нарушений в дальнейшем. По 5 уведомлениям нарушения не подтвердились.
По 2 уведомлениям, направленных в адрес 1 продавца продукции, не была проведена проверка достоверности информации в установленные сроки, в связи с чем, в отношении данного лица были приняты меры по возбуждению дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.46.2 КоАП РФ.
Таким образом, имеющиеся результаты проведения государственного контроля (надзора) в рамках эксперимента подтверждают обеспокоенность ассоциаций в части того, что отсутствие надзора за соблюдением обязательных требований к продукции, в отношении которой проводится эксперимент, приводит к значительному увеличению количества контрафактной, фальсифицированной продукции на рынке. Проведение надзора является обоснованным и необходимым.
Однако и потребителю со своей стороны необходимо проявлять бдительность при выборе товаров, обращать внимание на маркировку, наличие сопроводительных документов. Требовать у продавца представления документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям (сертификат соответствия – на кабельную продукцию, цемент, отопительные приборы; декларация о соответствии – на смеси сухие строительные, растворы строительные, бетон товарный).
При наличии информации о нарушениях обязательных требований к кабельно-проводниковой продукции, цементу, сухим строительным смесям, растворам строительным, бетону товарному, радиаторам отопления и конвекторам отопительным следует обращаться в отдел (инспекцию) по Орловской и Тульской областям ЦМТУ Росстандарта по адресу: 302026, г. Орёл, ул. Нормандия - Неман, д. 29а, e-mail: orel@cmtu.ru.
