ГлавнаяУполномоченный разъясняет

В России действует ряд мер поддержки для предпринимателей. Большинство мер поддержки реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Они распространяются на малые и средние предприятия (МСП), ИП и на самозанятых.

Национальный проект ставит целью увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек, а также расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

О том, какие меры поддержки существуют для самозанятых, так как это самая простая форма предпринимательства мы попросили рассказать к.э.н., доцента кафедры «Экономика и менеджмент» Орловского филиала Финансового университета Артёмову Наталью Вячеславовну:

- Первое, о чем следует сказать – это налоговый вычет. Человек, который впервые зарегистрировался как самозанятый, получает от ФНС вычет в размере 10 000 ₽. Эти деньги начисляются автоматически и дают возможность снизить налоговую ставку. Бонус предоставляется один раз при регистрации, и его нельзя потратить на свои нужды или обналичить.

Механизм действия следующий: с каждой операции самозанятый обязан оплатить налог: 4 % — если деньги получены от физического лица, 6% — при переводе от компании или ИП. Налоговый вычет помогает снизить ставку на 1% при работе с физлицами и на 2%, если клиентом становится организация.

Следующее, о чем необходимо сказать – это субсидии на развитие сельского хозяйства. Самозанятым, которые ведут ЛПХ — личное подсобное хозяйство, возмещают до 200 000 ₽ на корма для животных, приобретение саженцев, семян, рассады, техники для посева и уборки урожая.

Для оформления субсидии потребуется собрать и предоставить документы. Обычно это: заявление (шаблон выдают в государственном органе), паспорт, справка о действующем статусе самозанятого (её можно заказать в отделении ФНС или приложении «Мой налог»), запись из похозяйственной книги за прошедший год. Иногда необходимо предъявить документы, которые подтверждают ваши траты: чеки, накладные, счета.

Важно учитывать, что срок работы фермерского подсобного хозяйства должен быть не менее одного календарного года.

Следующая мера поддержки - это государственный заём. Самозанятые могут оформить заём от государства до 500 000 ₽ через фонд поддержки предпринимательства и потратить эту сумму на развитие своего дела. Например, на закупку материалов или сырья для производства, оплату поставщикам, ремонт подсобного помещения или офиса.

Фонд микрофинансирования Орловской области предоставляет льготные микрозаймы для самозанятых граждан в сумме до 500 000 ₽. на срок до 36 месяцев под 1% годовых. Поддержкой могут воспользоваться самозанятые, как уже имеющие опыт введения предпринимательской деятельности, так и планирующие начать деятельность.

Нельзя не отметить социальный контракт как меру поддержки. Социальный контракт — целевая выплата, которую можно направить на развитие бизнеса и связанные с ним расходы: аренду помещения, покупку мебели, рекламу, закупку расходных материалов. Контракт заключается на срок до 12 месяцев. Такая поддержка самозанятых помогает развивать и масштабировать своё дело.

Дополнительно самозанятый может получить выплату на обучение. Эти деньги допускается потратить на повышение квалификации в уже имеющейся специальности или на получение новой профессии. После использования льготных средств нужно предоставить отчёт о тратах: квитанции, чеки.

На открытие или развитие своего дела выделяют до 350 000 ₽. Заявку на соцконтракт рассматривают от самозанятых с доходом, который не превышает региональный порог прожиточного минимума. Учитывается также прибыль от сдачи квартиры, инвестиции, зарплата других членов семьи за прошедшие три месяца.

Немаловажная мера поддержки – это пониженная комиссия на оплату по СБП. Самозанятые могут использовать для приёма оплаты Систему быстрых платежей. Это удобно для клиента, потому что он отправляет деньги любым способом: по номеру телефона, QR-коду или платёжной ссылке.

Комиссия на проведение платежей через СБП снижена до 0,4 или 0,7 %, но не более 1 500 ₽. Чтобы подключить услугу, необходимо обратиться в банк, с которым работает самозанятый, и подписать договор. Обязательное условие — банк должен быть участником программы СБП.

Также следует отметить, что предприниматели и самозанятые могут бесплатно посещать обучающие тренинги, курсы, вебинары в центрах поддержки «Мой бизнес». А также самозанятые имеют право участвовать в госзакупках, продавать товар на рынках и регистрировать свой товарный знак.