ГлавнаяНовости


Чт, 23.06.2022

Евгений Лыкин озвучил проблемы  правовой регламентации полномочий бизнес-омбудсменов

23 июня в ходе своего выступления Орловский бизнес-омбудсмен на  X Межрегиональном совещании уполномоченных и актива Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» сообщил о правовой регламентации полномочий бизнес-омбудсменов.

Евгений Лыкин начал свое выступление с проблемных аспектов при защите прав и законных интересов предпринимателей в суде.

Так, по мнению бизнес-омбудсмена целесообразно предусмотреть для региональных уполномоченных следующие права:

- обжалование  решений административных органов о привлечении к административной ответственности в соответствии с главой 25 АПК РФ и главой 30 КоАП РФ;

- вступление в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований;

- обращение в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

- закрепить во всех процессуальных Кодексах соответствующие правила.

Кроме того, в целях защиты от необоснованного уголовного преследования предпринимателей необходимо закрепить в УПК РФ соответствующие положения, допускающие возможность участия уполномоченного в досудебных стадиях уголовного процесса, а также при рассмотрении ходатайств об избрании меры пресечения.

 Далее Орловский бизнес-омбудсмен озвучил проблемные аспекты в деятельности уполномоченных и предложения по их устранению.

В настоящее время учет мнения (заключения) региональных уполномоченных на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов, осуществляется не во всех случаях. Значительная часть проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы предпринимателей, не направляется региональным Уполномоченным для дачи заключения.

По мнению Евгения Лыкина, было бы целесообразно закрепить в отношении региональных уполномоченных право давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Также, с целью обеспечения эффективной защиты прав предпринимателей и содействия улучшению инвестиционного климата целесообразно наделить бизнес-омбудсменов (федерального и регионального) полномочиями по обжалованию нормативных правовых актов.

В качестве дополнительной гарантии прав и законных интересов предпринимателей необходимо предусмотреть участие бизнес-омбудсменов в контрольно-надзорных мероприятиях, проводимых в рамках иных видов контроля (надзора), не регламентируемых 248-ФЗ.

В настоящее время отсутствует эффективный механизм предоставления налоговым органом Уполномоченному информации, составляющей налоговую тайну.

Так же, налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает участия уполномоченных в рамках обязательного досудебного апелляционного обжалования решений в вышестоящем органе, а также не предусматривает учета мотивированных доводов бизнес-омбудсмена, направляемых в налоговый орган по налоговым спорам с предпринимателями.

В связи с вышеизложенным, актуальным является уточнение механизма взаимодействия  в рамках межведомственного запроса между налоговыми органами и уполномоченными по защите прав предпринимателей, и необходимость предусмотрения обязанности налогового органа по рассмотрению поступающих от Уполномоченного доводов по налоговым спорам с дачей мотивированного ответа на указанное обращение бизнес-омбудсмена.