Чт, 23.06.2022
Евгений Лыкин озвучил проблемы правовой регламентации полномочий бизнес-омбудсменов
23 июня в ходе своего выступления Орловский бизнес-омбудсмен на X Межрегиональном совещании уполномоченных и актива Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» сообщил о правовой регламентации полномочий бизнес-омбудсменов.
Евгений Лыкин начал свое выступление с проблемных аспектов при защите прав и законных интересов предпринимателей в суде.
Так, по мнению бизнес-омбудсмена целесообразно предусмотреть для региональных уполномоченных следующие права:
- обжалование решений административных органов о привлечении к административной ответственности в соответствии с главой 25 АПК РФ и главой 30 КоАП РФ;
- вступление в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований;
- обращение в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;
- закрепить во всех процессуальных Кодексах соответствующие правила.
Кроме того, в целях защиты от необоснованного уголовного преследования предпринимателей необходимо закрепить в УПК РФ соответствующие положения, допускающие возможность участия уполномоченного в досудебных стадиях уголовного процесса, а также при рассмотрении ходатайств об избрании меры пресечения.
Далее Орловский бизнес-омбудсмен озвучил проблемные аспекты в деятельности уполномоченных и предложения по их устранению.
В настоящее время учет мнения (заключения) региональных уполномоченных на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов, осуществляется не во всех случаях. Значительная часть проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы предпринимателей, не направляется региональным Уполномоченным для дачи заключения.
По мнению Евгения Лыкина, было бы целесообразно закрепить в отношении региональных уполномоченных право давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Также, с целью обеспечения эффективной защиты прав предпринимателей и содействия улучшению инвестиционного климата целесообразно наделить бизнес-омбудсменов (федерального и регионального) полномочиями по обжалованию нормативных правовых актов.
В качестве дополнительной гарантии прав и законных интересов предпринимателей необходимо предусмотреть участие бизнес-омбудсменов в контрольно-надзорных мероприятиях, проводимых в рамках иных видов контроля (надзора), не регламентируемых 248-ФЗ.
В настоящее время отсутствует эффективный механизм предоставления налоговым органом Уполномоченному информации, составляющей налоговую тайну.
Так же, налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает участия уполномоченных в рамках обязательного досудебного апелляционного обжалования решений в вышестоящем органе, а также не предусматривает учета мотивированных доводов бизнес-омбудсмена, направляемых в налоговый орган по налоговым спорам с предпринимателями.
В связи с вышеизложенным, актуальным является уточнение механизма взаимодействия в рамках межведомственного запроса между налоговыми органами и уполномоченными по защите прав предпринимателей, и необходимость предусмотрения обязанности налогового органа по рассмотрению поступающих от Уполномоченного доводов по налоговым спорам с дачей мотивированного ответа на указанное обращение бизнес-омбудсмена.