Система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками
В рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации к 2024 году должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. Предполагается, что единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет до одежды и производства и оборота пищевой продукции.
Система маркировки и прослеживаемости продукции — это единый информационный ресурс, обеспечивающий прослеживаемость продукции на всех этапах (от производителя до конечного покупателя) и ее законного оборота в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации.
Наличие цифровой маркировки на продукции свидетельствует о том, что товар произведён законно, его качество соответствует заявленному.
Обязательная маркировка предусматривает нанесение на продукцию указанных категорий цифровых кодов — Data Matrix, которые содержат информацию о происхождении, составе и других качественных характеристиках товара и свидетельствует о том, что товар произведён законно, его качество соответствует заявленному. Средство идентификации наносится на товар или на потребительскую упаковку, или этикетку, или ярлык.
Data Matrix код — это цифровой паспорт продукции, он уникален, наносится на каждую упаковку и позволяет проследить путь товара от производителя (или импортера) до покупателя с помощью цифровых технологий прослеживания. Электронная база позволит отследить все этапы прохождения товара, начиная от производства и заканчивая продажей конечному потребителю.
Цель системы — гарантировать приобретение качественного и легального товара, защитить интересы легального бизнеса и обеспечить безопасность потребителей.
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной Системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» и постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров», утверждены правила маркировки средствами идентификации табачной и обувной продукции.
С 1 июля 2020 года запрещен оборот табачной продукции и обуви без маркировки средствами идентификации. Маркировку обувных товаров, ввезенных в Российскую Федерацию после 1 июля текущего года, но приобретенных до указанной даты, соответствующим хозяйствующим субъектам необходимо осуществить до 1 сентября 2020 года. При этом им надлежит до указанной даты представить сведения о маркировке таких обувных товаров средствами идентификации (код Data Matrix) в информационную систему мониторинга.
Правительством Российской Федерации определены сроки перехода на обязательную маркировку парфюмерии, товаров легкой промышленности, шин и фотоаппаратов, а также особенности их продажи.
Фотокамеры, лампы-вспышки, фотовспышки
ЭТАПЫ:
— до 29 февраля 2020г. (включительно) — регистрация участников оборота в государственной информационной системе;
— с 1 октября 2020г. — запрет оборота немаркированных фототоваров;
— До 1 декабря 2020 г. -возможность маркировки товарных остатков, нереализованных до 1 октября 2020г.
Товары легкой промышленности
Маркировке подлежат:
— предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из композиционной кожи;
— блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
— пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские, женские или для мальчиков и девочек;
— белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.
ЭТАПЫ:
— с 1 января 2021г. — запрет оборота не маркированных товаров;
— до 1 февраля 2021г. — возможность маркировки товарных остатков, нереализованных до 1 января 2021г.
Духи, туалетная вода
Образцы парфюмерной продукции, предназначенных для тестирования и апробации и не предназначенные для продажи непосредственно потребителю, не маркируются.
ЭТАПЫ:
— с 1 октября 2020г. — обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию Российской Федерации и передача сведений об обороте товаров в систему «Честный ЗНАК».
до 30 сентября 2021г. — разрешается реализация не маркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020г.
Шины
ЭТАПЫ:
— с 1 ноября 2020г. — запрет производства и импорта
немаркированных шин; оптовые и розничные продавцы, получившие и реалйзующие маркированные шины, вносят информацию в систему мониторинга.
— до 15 декабря 2020г. — маркировка шин, ввезенных после 1 ноября 2020, но приобретенных до этой даты;
— с 15 декабря 2020г.- запрет оборота не маркированных шин;
— до 1 марта 2021г. — все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 ноября 2020г.
За оборот немаркированных товаров и нарушение порядка их маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная по ст.15.12 КоАП РФ, с конфискацией непромаркированной продукции и уголовная (ст.171.1 УК РФ) ответственность.
Информация предоставлена Управлением Роспотребнадзора по Орловской области.